Ретушь чёрно-белой фотографииКонечно в "цифре" намного больше возможностей для ретуши, чем в галогено-серебряной фотографии, однако стоимость компьютерной ретуши намного больше, а ценность намного меньше, ведь ручная работа всегда была в почете и ценилась очень дорого. Способов технически отретушировать обычный чёрно-белый снимок несколько. Начнем с того, что если негатив, мягко говоря, не в очень хорошем состоянии (царапины не только на подложке, но и на эмульсии), то самый верный способ ретуши - оптический. Он состоит в использовании рассеянного света в увеличителе. При печати на увеличителях с шахтой равномерность освещения и светорассеяние очень велики, поэтому свет при прохождении через негатив не "режет" его, мягко "обволакивая" все дефекты. Многие фирмы выпускают прижимные стекла для увеличителей с едва заметным матированием, что почти полностью устраняет дефекты с обеих сторон. Есть способ нанесения глицерина на прижимные стекла, который заполняет все "борозды" на пленке и негатив получается чистым, однако… Все это хорошо лишь для небольших увеличений, так как большое светорассеяние на пути к негативу очень и очень сильно гасит резкость и воспроизведение мелких деталей. Стоит ведь заменить источник света в увеличителе на точечный, и поставить вместо шахты конденсор (см. точечная печать), как будут видны не только мельчайшие детали, но и все царапины, пыль и даже неравномерность зерна самой пленки. Кстати, о зерне. Конечно, очень крупное зерно не всегда в эстетично (хотя иногда используется как художественный прием), но ретушировать крупнозернистый снимок заметно легче. Итак, как отретушировать уже отпечатанный снимок с множеством видимых дефектов? Начнем с бумаги. Она может быть матовой (тонкая или картон) на баритовой подложке, для которой применим только шаг №1 нашей работы (работа с карандашом), и глянцевая бумага, а также все бумаги на полиэтилене, т.н. RC. Для них начало работы совпадает с шагом №2 (работа с кисточкой). Итак, наши шаги:
Форма заточки
карандаша 1.) Сначала убираются светлые точки и полосы на белом и средне сером фоне. Здесь нужно воспользоваться простым карандашом наибольшей твердости: 3Н, 4Н. 5Н и т.д., заострить его, обнажив грифель на 1,5-2 см под острым углом (см. рисунок). Точки лучше заделывать сверху вниз отпечатка, положив под руку чистый лист бумаги. Крупные дефекты и царапины лучше убирать из центра, нанося множество точек по тону совпадающих с близлежащими областями. Касаясь карандашом бумаги, надо соблюдать главное условие: лучше постепенно нарастить плотность, чем сразу нанести лишний тон. Если же все-таки вы переборщили, то неудачную ретушь легко убрать обычным ластиком. 2.) Отретушировав светло-серые участки, можно переходить к темным участкам. Здесь возможны варианты: можно взять сухую китайскую тушь в виде карандаша (продается в магазинах для художников), а можно воспользоваться обычным чёрным фломастером. Но если тушь практически всегда совпадает по цвету с отпечатком, то черный фломастер приходится смешивать с зелёным или синим, в зависимости от разницы тона с фотографией. Тушь или фломастер наносится мазками на обратной стороне бракованного отпечатка на полиэтиленированной бумаге, играющей роль палитры. Работа ведется колонковой или беличьей кисточкой №1, которая маникюрными ножницами заостряется до остроты иголки. Влажной кистью снимается немного чернил с приготовленной "палитры", и наносится на отпечаток по то же принципу, что и карандаш. Полезно попробовать тон на бракованном снимке или на вес той же палитре. Чтобы предохраниться от излишнего по плотности тона, можно сразу нанести мазок на участок, где требуется заведомо темный тон, и по мере высветления мазков возвратиться к более светлым участкам. Здесь, однако, нужно иметь в виду следующее. Если карандаш можно удалить резинкой, то неудачную ретушь придется отмывать и сушить отпечаток заново. Зато ретушь кистью, если она сделана по всем правилам, невозможно заметить ни на глянцевой, ни на матовой бумаге, да и на полиэтиленированной бумаге она определяется с трудом. Карандаш же, повторю, годится только для баритованной бумаги с матовой поверхностью. В отраженном свете ретушь карандашом будет частично видна. Бороться с этим можно, поместив фотографию в рамку под стекло. 3.) Теперь перейдем к ретуши темных и черных точек. Они могут возникнуть при повреждении эмульсии негатива или при попадании пыли на пленку во время съемки и бороться с ними довольно сложно. Способ первый: если негатив среднего формата (хотя бы 6х6) или более, то дефекты возможно убрать на самом негативе всё той же тушью и кисточкой. Но этот способ очень трудоемок и требует ювелирной точности. Раньше даже существовала такая профессия - негативный ретушер, она очень ценилась и хорошо оплачивалась, одним из таких ретушёров был дед автора. Способ второй: сначала разводится слабый раствор красной кровяной соли и опять же кистью наносится на темные участки. Проделывать все это нужно по влажной фотографии, с которой с помощью салфетки удалена влага. Как только тон темного пятна сравняется с окружающими плотностями, отпечаток подставляется под струю воды. Делать это нужно аккуратно, не повредив сам снимок. Если "кровянка" слишком высветлила темные точки, они ретушируются обычным способом все той же кистью с чернилами от черного фломастера. |
| |
Главная | О себе | Фотографии | Статьи | Услуги | Свадебное фото | Контакты
|
Фотограф Олег Ванилар © 2003-2024 |